Что такое симрейсинг?
Прошли те времена, когда гоночные симуляторы были уделом нескольких сотен фанатов, которые собирали оборудование из подручных средств. Теперь симрейсинг – полноценный спорт с формированием гоночных команд, наличием спортивных разрядов и виртуальных чемпионатов.
В отличие от аркад здесь можно:
-
управлять машиной с передним, задним или полным приводом
-
делать пит-стопы
-
учитывать расход топлива или езду с поврежденной подвеской, что часто бывает в настоящих гонках;
и многое-многое другое.
Чтобы гонки были максимально приближены к реальности, компьютер оборудуется специальной аппаратной периферией: педалями, рулем и рулевой базой, а также креслом, обеспечивающим правильную посадку.
Виртуальную подготовку на симуляторах в обязательном порядке проходят и профессиональные пилоты, например, после полученных травм, когда обычные тренировки нежелательны. Плюс для оттачивания мастерства нужно накатывать сотни и тысячи километров, а это всегда очень дорого: топливо, износ покрышек, техобслуживание болида.
Поэтому пилотам проще несколько часов в неделю тренироваться на хорошем симуляторе, и только потом выходить на трассу.
Кроме того, многие команды и разработчики симуляторов проводят специальные соревнования, чтобы выявить сильнейших симрейсеров, которые впоследствии смогут стать реальными гонщиками.
Симрейсинг позволяет прикоснуться к миру скоростей не выходя из дома и не покидая страны, поэтому он так быстро обрел народную любовь, и с каждым годом чемпионаты по симрейсингу привлекают все больше и больше пилотов.
История появления
Все началось в 1984 году, когда Джефф Крэммонд при сотрудничестве с Дэвидом Хантом создал игру REVS, которая имитировала гонки «Формулы-3».
1989-м вышел Indianapolis 500: The Simulation, а в В 1991-м Крэммонд и Microprose ответили игрой F1 Grand Prix, первой игрой с полным сезоном известной гонки («Формулы-1»).
В 2006 вышел rFactor, а в 2014 - всеми горячо любимый Asseto Corsa.
2020 год принес симрейсингу настоящую популярность: из-за ограничения массовых мероприятий все чемпионаты были отменены или перенесены в виртуальное пространство, только “Формуле-1” были разрешены заезды.
Сейчас киберспорт обрел не только независимость от «живых» мировых гонок, но и вышел на новый уровень. Организаторы проводят чемпионаты с миллионными призовыми фондами, производители оборудования трудятся над новыми продуктами, а зрители покупают билеты на онлайн-трансляции или приезжают на место проведения гонок. И мы уверены: это только начало большого пути!
Что нужно, чтобы начать?
Чтобы начать погружаться в мир симрейсинга, помимо любви к скорости, вам потребуется базовое оборудование. Аксессуаров же для киберспорта никогда не бывает слишком много, но о них можно подумать позже. Итак, для первых шагов будет нужно следующее:
1. Компьютер
Компьютер, способный справиться с графикой: у него должен быть стоящий процессор и мощная, очень мощная видеокарта. Будьте готовы к тому, что она станет самой дорогой частью, но без хорошей видеокарты вы далеко не уедете в прямом и переносном смысле.
А видеокарта будет зависеть от выбранной вами философии строительства кокпита: некоторые кокпиты собирают на базе одного монитора (идеально подходят мониторы Ultrawide), а некоторые - сразу на трех. Так вот, если вы выбираете систему Tripple screen (из трех мониторов), требования к видеокарте сразу повышаются. Учитывайте это при выборе.
2. Большой монитор
Подойдет формат от 27 дюймов и более. На мониторе 13 дюймов заниматься симрейсингом можно даже и не начинать: никакого удовольствия и никакого толка: вы просто ничего не увидите.
Для самого-самого начала подойдет и телевизор, но, если вы настроены серьезно, то лучше обзавестись изогнутым монитором с максимальной диагональю, на который готов ваш бюджет.
Второй важный параметр - это герцовка или частота обновления монитора. Обычные телевизоры обеспечивают всего 60-80 Гц, а для симулятора это крайне мало: передача информации будет запаздывать, а вы нервничать и не понимать, что не так. Поэтому для серьезного симрейсинга ищите мониторы с частотой обновления 120-140 Гц.
3. Рулевая база и руль:
Да, именно в таком порядке, и, если у вас есть хоть небольшой опыт гонок, вы понимаете, о чем речь.
Рулевая база - это не просто коробка с мотором для крепления руля, а пункт передачи информации о контакте с дорогой. Скользко ли, жарко ли, что там с покрышками – обо всем этом расскажет хорошая база.
У нее обязательно будет большое количество фильтров - настроек: чувствительность к неровностям, сила передачи данных от дороги, жесткость руля и т.д.
Простенькие базы часто работают с задержками, и адаптироваться к условиям дороги в разы сложнее, плюс на плохой базе будет однозначно больший износ шин, соответственно, больше скольжения, что длинных гонках негативно скажется на вашей стабильности.
Мы считаем, что приличную базу можно отличить по усилию, которое она способна выдавать.
У простых устройств этот параметр обычно не превышает 5 N·m (Ньютон-метров), у баз среднего уровня - доходит до 10 N·m, профессиональные же базы начинаются с 15-16 N·m.
Руль – это то, без чего не начать никак, если речь идет о именно симрейсинге, а не просто компьютерных аркадах. Но, скажем честно, руль - не самое главное. У большинства симрейсеров рулей несколько: от 5 до 15, их никогда не бывает слишком много.
Существуют рули для разных видов гонок: для формулы, для ралли, для GT. У каждого руля свой радиус, свое расположение нужных кнопок, а у каждого пилота свои предпочтения, поэтому просто выбирайте удобную форму и хват.
4. Педали
Второй по важности элемент, в который стоит вложиться, и особенно обратить внимание на качество датчиков, которые отвечают за передачу информации от вас к компьютеру. Выбирайте модели на качественных тензодатчиках и с хорошим параметром усилия: у простых педалей усилие на педали тормоза будет около 10кг, а у профессиональных моделей - 70-120кг.
Что касается количества педалей: бывают варианты с двумя педалями (газ и тормоз) и тремя (газ, тормоз и сцепление). Если вы планируете дрифт, мы горячо рекомендуем обращать внимание только на варианты со сцеплением: без него картина будет неполной, и никакого дрифта точно не получится. Если же вы фанат GT или Формулы, то можно брать и две педали, по желанию.
5. Ручник (шифтер)
Это опциональный компонент, который нужен для ралли и для дрифта, если это ваши дисциплины. Смотрите сами, нужен ли он вам.
>6. Кокпит
Нужен ли вам кокпит? Наше мнение такое: если вы покупаете профессиональные педали и базу - кокпит вам необходим. Иначе просто обидно будет вложить деньги в отличное оборудование и совсем не прочувствовать дорогу. Подобрать кокпит можно в нашем каталоге товаров для симрейсинга.
Кокпиты делятся на две основные группы кокпитов:
Кокпит на алюминиевом профиле и кокпит из изогнутой трубы круглой в сечении. Первые считаются более универсальными. Дело в том, что к кокпиту на алюминиевом профиле можно прикрутить бесконечное количество разной периферии, которая у вас будет появляться. С кокпитами из трубы все гораздо сложнее. Зато они такие красивые!
Очень частый вопрос, который задают нам наши клиенты — возможен ли симрейсинг без кокпита? Да, возможен, но только не на профессиональном уровне. Как уже упоминалось ранее, — без кокпита вы не прочувствуете дорогу, ощущения реалистичности будут минимальны и, как итог, невозможность получить максимальное наслаждение от гонки.
7. Кресла
Казалось бы, незначительный элемент, хватит и обычного удобного кресла. Но нет: при интенсивных тренировках вы можете проводить в за рулем несколько часов каждый день, а поза пилота сильно отличается от позы менеджера в офисе. Поэтому, если ваши намерения в симрейсинге серьезны, обязательно подберите себе правильное кресло и настройте его под себя, чтобы избежать болей в спине и шее. И, конечно, на скорости это тоже положительно скажется.
Существуют бюджетные трубчатые кресла, которые мы ни в коем случае не советуем покупать, если здоровье вам дорого. Дело в том, что они не монолитны, а спинка состоит из каркасных труб, которые при давлении впиваются в спину. Если у вас тренировка часик в день за рулем, это можно пережить, и то лучше не стоит.
Цельнолитые стеклопластиковые кресла в этом отношении куда удобнее и безопаснее.
8. Экипировка для симрейсинга
Это всевозможные аксессуары, без которых можно начать: это не руль с педалями. Но, если заниматься серьезно, то рано или поздно вам понадобятся правильные ботинки, чтобы чувствовать педали, а в перчатках проводить часы за рулем будет куда комфортнее. Ну и все это точно можно смело дарить другу-симрейсеру.
Какие бывают игры
Очевидный плюс киберспорта: вы можете пробовать себя сразу в нескольких направлениях, ведь смена формата здесь куда проще, чем в мире асфальта и бензина. В виртуальном пространстве можно выбирать не только автомобиль, но и трассы и стиль езды.
С разными условиями внутри игры
Здесь можно участвовать в кольцевых гонках, если по классике, выбирать заезды на время или гонки на выносливость. Если вы любите грузовые гонки – пожалуйста, есть такая возможность.Ралли, дрифт – все можно выбирать и настраивать, накладывать погодные условия и менять тип покрытия.
Разным составом участников
Можно играть в одиночку, против собственного результата, а можно собрать команду и найти такую же команду соперников. Для тренировок можно выбрать заочный результат команды симрейсеров и стараться переиграть их, или ограничиться виртуальным противником.В разных симуляторах
Их так же много, как и направлений, и для каждой конкретной цели выбирается наиболее подходящий симулятор. Самые известные игры на сегодняшний день это Assetto corsa competizione - настоящая классика, идеальная для дрифта, хоть и не самая реалистичная, iRacing - гении реалистичности, rFactor - если мы говорим о кольцевых гонках.
Чемпионаты по виртуальным гонкам
Сколько стоит оборудование
Скажем сразу: вся периферия для гоночных симуляторов – это высокотехнологичное оборудование, которое претерпевает серьезнейшие нагрузки.
И мы более чем уверены, что здесь действует правило: если покупать, то покупать самое лучшее, всерьез и надолго. Вы еще можете покатать с одним или другим рулем: ничего страшного, они легко заменяемы. Но уж на рулевой базе, кресле и тем более педалях экономить точно не стоит.
Рулевая база
Стоимость баз в первую очередь зависит от их типа. Мы продаем только базы Direct Drive, и других, если честно, не рекомендуем. Следующий параметр, влияющий на цену, это количество фильтров: чем их больше, тем база дороже. Ну, и у каждого производителя своя ценовая политика. Лучшие в мире базы делает Simucube, в этом нет сомнений. Moza Racing - тоже хороший вариант из доступного ценового сегмента.
Для начинающих симрейсеров мы бы выбрали базу MOZA Racing R9 база рулевая. Для профессионалов рекомендуем базу Simucube 2 Pro база рулевая (Direct Drive). В среднем диапазон цен на базы примерно от 57400р до 310000р.Руль
В зависимости от ваших потребностей за руль придется выложить от 8600р до 290000р. Стоимость зависит от количества кнопок и джойстиков, качества исполнения, а еще от наличия экрана на руле - рули с экраном обычно подороже. Огромная часть производителей делает рули и штурвалы под базу Simucube, для них, конечно выбор безграничен, Многие модели рулей делаются вручную.
Из недорогих годных рулей обратите внимание на MOZA Racing ES руль для симрейсинга, 280 мм А симрейсеру со стажем понравился бы Cube Controls F-PRO руль для симрейсингаШифтеры
Если шифтер нужен вам нечасто, можно выбрать и бюджетную модель стоимостью до 25000р, например, GPX Sim Racing шифтерСуществуют и профессиональные модели, которые доходят в цене до 200000р.
Системный блок
Описывать параметры здесь не будем: за сборкой правильного ПК лучше обратиться к профессионалам, скажем только, что ПК может стоить 200-500 тыс.рублей.
Педали
Мы считаем, что годный комплект педалей будет стоить от 45000 и до 150000р, и, конечно, ближе к верхнему краю. Да, педали это то, что дешево и надолго купить не получится. Поэтому выбирайте внимательно, читайте отзывы, советуйтесь с профессионалами. Из относительно бюджетных педалей, но при этом топовых мы бы предложили Caravangoes M2 педали для симрейсинга А наши любимые, конечно, вот эти Heusinkveld Ultimate+ педали для симрейсинга (газ, тормоз, сцепление).Кокпиты
Стоимость кокпита в основном зависит от толщины трубы: тонкая, конечно, стоит дешевле, но будет иметь ход под весом всего оборудования. Более тяжелые и стабильные кокпиты, конечно, стоят дороже, но в среднем за кокпит придется выложить от 60000 до 140000р. Рекомендуем к просмотру вот такой из недорогих Trak Racer TR80 MK5 кокпит для симрейсинга и вот такой из профессиональной линейки Trak Racer TRX-ALPINE кокпит для симрейсингаКресла
Стоимость кресла напрямую связана с его эргономичностью и продуманностью, и может варьироваться от 32000р до 110000р. Вы же помните, что никогда не нужно покупать кресла с каркасными трубами в спинке? Посмотрите лучше на вот такие, с ними спина будет довольна!
Sparco Grid Q Sky кресло для автоспорта, винилSparco GP кресло для симрейсинга, стекловолокно
Надеемся, мы помогли вам разобраться в том, что такое симрейсинг и как начать им заниматься. Ну что? Поехали!