Как попасть в автоспорт?
10 марта 2023 19:32
// Автоспорт
Как войти в автоспорт? Если вы смотрите гонки и интересуетесь автоспортом, наверняка вы много раз думали: как все эти пилоты стали теми, кем стали. Как они начинали свой путь? И вообще, как попасть в автоспорт с нуля и без денег обычному человеку, который без ума от высоких скоростей? Чтобы узнать, как начать заниматься любительским автоспортом, мы поговорили с пилотом, тренером, бизнесменом и владельцем магазина товаров для автоспорта и симрейсинга Александром Дударевым, и он рассказал нам свою историю.
Любовь к гонкам пришла ко мне ещё в детстве. До четырех лет я хотел быть депутатом или президентом, а потом вдруг четко сказал: да ну, это не интересно, хочу быть гонщиком. У меня отец профессионально занимался мотокроссом и прыгал на лыжах с трамплина, интересовался автоспортом, смотрел гонки Формула-1, и я с детства с ума сходил по машинам. Притом мне хотелось именно гонять самому, а не просто смотреть.
В итоге гонки и стали делом всей жизни. Сначала я играл в компьютерные игры, знал все марки и модели машин. У меня был «Спектрум», это такая приставка, если знаете. Жалкое подобие гонок, но все же. Потом «Денди», «Сега», а далее уже и компьютеры стали появляться, ну и рули к ним. Постепенно оборудование становилось лучше, у меня появлялись первые достижения в виртуальных гонках. Катать в реале тогда, конечно, не было материальной возможности.
Отец всячески разделял мою тягу к гонкам и машинам, он с ранних лет сажал меня за руль своих автомобилей. Когда мне было лет 14-15, мы начали выезжать на первые соревнования в дисциплине ралли-спринт, участвовали оба на одном автомобиле. По дорогам общего пользования, он мне гонять не разрешал, а вот гонки на специально подготовленных трассах всячески одобрял. Папа тоже отлично водил, но я быстро стал его обгонять. Мы ругались из-за этого, вплоть до того, что кто-то из нас должен был из машины выйти)) Конечно, у него стаж вождения 20 лет, а тут какой-то сопляк побеждает! Но я говорил: «Извини, пап, но тебе меня никогда не обогнать». Я почему-то всегда знал про себя: я самый быстрый, я могу выиграть у любых соперников в любых соревнованиях и точка. Зазнаться мне давало повод то, что гонки давались очень легко, достаточно было к этому моменту бороться за лучшие мировые времена в симуляторах на ПК и побеждать почти во всех любительских соревнованиях по ралли-спринту и фигурному маневрированию, на которые я приезжал.
С поступлением в университет моя страсть к гонкам только усугубилась. Я учился на факультете электроники ЛЭТИ (Электротехничский), со второго курса пошел работать барменом. Деньги были, на тот момент мне более чем хватало, и я пришел в картинг – самый первый шаг в автоспорте. Он дает все нужные навыки, притом весьма доступен: картодромов полно во всех городах. Карты сдают в аренду на заезд от 10 минут, можно катать самому или с друзьями.
Плюс каждый картодром проводит соревнования для пилотов разного уровня. Я начал гонять везде где только мог. Приходил, изучал соперников, чтоб понимать, как их объехать. Уровень соперников повышался, соревнования становились все круче, очень быстро дело дошло и до чемпионатов. Почти каждый, кто чего-то добился в автоспорте, так или иначе, начинал с картинга.
В среднем цена заезда варьируется от 800 до 2000 р за заезд в зависимости от техники. Участие в гонках может обойтись от 3 до 10 тысяч рублей. Гонки бывают разными, в некоторых большой призовой фонд. Мы выигрывали хорошие деньги: и по полмиллиона и по миллиону на команду, так что я получал всегда больше, чем тратил сам. 3 раза мы выигрывали машину, многократно выигрывали путевку на легендарную гонку 24 часа в Дубай, где каждый год участвовали гонщики мирового уровня такие как Фернандо Алонсо, Иван Мюллер и многие другие. Прокатный картинг позволял всегда быть на пике гоночной и физической формы, при том абсолютно бесплатно в моем случае.
Большой плюс катания в картинг клубе в том, что у тебя, по сути, нет материальной ответственности. Карты обслуживаются за счет картодромов. Есть различные картодромы, но, если ездить в одном из ведущих картодромов в Москве, катать по 8 раз в неделю и раз в месяц участвовать в гонке, то за месяц придется заплатить 30-40 тысяч рублей. Это прям максимум, и не всем для начала столько нужно.
Поначалу не нужно ничего: все есть на картодроме. В ближайшей перспективе люди обычно покупают комбинезон, его можно найти от 10000 рублей, если начать с самого простого. Шлем тоже приятнее иметь свой, перчатки, ботинки. За 50-100 тыс. рублей можно купить все для картинга, включая защиту ребер. Комплекта при интенсивном использовании хватит года на 3-4.
Рано или поздно картинг надоедает, и люди с амбициями начинают задумываться о большом автоспорте. Здесь и трассы интереснее и скорость выше, а не 60 км/ч, как на картодроме. Также многих подкупает идея, что они могут выехать на трек на своем автомобиле. Например, есть у них более-менее быстрая городская машина, и они думают: почему бы и нет? Но я так делать крайне не рекомендую. Когда ты выезжаешь на трек на городской машине, она перестает радовать в городе: начинают бить тормоза, она может вести себя непредсказуемо. Оно того не стоит, проще взять в аренду подготовленную машину за 10-15 тыс. рублей.
Как правило все проходят один и тот же путь, наступают на одни и те же грабли, пытаясь за дешево построить себе гоночный автомобиль, а также содержать его. Да, что тут говорить, у меня и сейчас 2 своих гоночных автомобиля - это Shortcut для участия в РСКГ (ШКГ) и BMW E30 для участия в КР и ЧР по ралли. Но это уже больше из разряда фетиша. Моя настоятельная рекомендация - брать гоночные автомобили в аренду, по факту это сэкономит и нервы и финансы.
Все люди делятся на несколько категорий. Первые выбирают для себя виртуальные гонки и ими ограничиваются. Вторые же сначала пробуют симрейсинг, но потом начинают параллельно ездить и в жизни. Они начинают читать статьи, находят людей, которые уже в теме, участвуют в своих первых заездах. Третьи же, напротив, уже открыв для себя мир реальные гонки покупают кокпиты и оборудование для симрейсинга с целью поддержания формы и развития своих навыков. Объективно, в симрейсинге можно научиться ездить очень круто, набить руки так, что потом приехать на трек и выиграть все, что угодно.
Но скажу сразу, гонки в реальной жизни подойдут не всем.
Во-первых, это реально дорого: в отличие от картинга здесь платить придется за все: занесло, ты в кого-то въехал или въехали в тебя – ты платишь за машину, в которую сел. Это больно, но справедливо. Нет денег платить – не садись за руль. Во-вторых, здесь есть психологический барьер: в виртуальных гонках можешь разбивать машину сколько угодно, а в жизни любая авария - это большой стресс, даже если не говорить о стоимости ремонта. После аварий пилоты всегда замедляются на какое-то время.
Автоспорт и сим-рейсинг дают полезные для жизни навыки: безопасно водить и стремиться к победам. Когда я понял, что я могу обгонять сотни и тысячи людей по всему миру, я осознал, что для меня уж точно нет ничего невозможного!
Первым пунктом в списке всегда будет рулевая база. Это она передает информацию о дороге: типе покрытия, погодных условиях, радиусе поворота и так далее. Если ты никогда не катал в реале, это еще куда ни шло. Но, если ты параллельно ездишь на настоящие гонки, то простенькая база очень быстро перестанет тебя устраивать. Вообще, конечно, изначально лучше обратить внимание на самую дорогую и хорошую базу, которую вы можете себе позволить.
Следующий очень важный пункт – педали, это вторая точка контакта с машиной.
Ну и сам руль, конечно, нужен. Подойдет любой, и их может быть даже несколько: ралли — это один руль, кольцо — это другой руль, GT машина, формула это все разные рули, но это больше вопрос удобства.
Симрейсингом – с любого и чем раньше сядет ребенок тем больше шансов стать чемпионом. Реальными сознательными гонками и картингом – лет с 12, конечно, можно и раньше, но зачастую у маленьких детей - это почти бесполезный кружок по объезжанию конусов, лучше в юном возрасте отдать на легкую атлетику или гимнастику и прокачать вестибулярный аппарат и физическую форму. Сейчас очень популярен картинг и автоспорт для детей и подростков, и это отличное хобби, на мой взгляд. Крутое, интересное, яркое: это тебе не от скамейки отжиматься. Своё сообщество, машины, чемпионаты. И в то же время, это не развлечения, а настоящая школа жизни: учишься побеждать, проигрывать, строить стратегию. Считаю, если вы попали в детстве в автоспорт, это очень большая удача.
Есть мнение, что без спонсоров в автоспорте делать нечего. На самом деле, и без спонсоров вполне реально стать хорошим пилотом. Смотрите сами: для прокатного картинга никакой спонсор не нужен. Если ты много катаешь, то вполне можешь выигрывать призы, как я и делал, а они весьма немаленькие!
Когда уже есть какой-то опыт, можно тренировать новичков, можно купить автомобиль и сдавать его в аренду, можно организовывать и проводить соревнования. Можно, конечно, бегать за спонсорами, рассылать предложения и тд, рано или поздно обязательно выстрелит. Это точно не мой вариант, но кому что. Я уверен, что можно найти способ, если действительно хочешь гонять.
Я говорил, что в студенчестве работал барменом, потом на железной дороге экспедитором. Было невыносимо скучно: я быстро понял, там, что сидеть ВКонтакте 8 часов в день невозможно, я просто с ума сходил. Через полгода ушел оттуда и дальше мне предложили работу в магазине ShonX Андрея Петухова. Там я однозначно понял, что хочу выстраивать и карьеру вокруг любимого занятия - гонок. Сейчас мы в какой-то степени конкуренты, но находимся в отличных дружеских отношениях. Я глубоко уважаю остальные магазины, особенно когда руководители делают свое дело профессионально, в конце концов мы все развиваем автоспорт в нашей стране, это ли не цель?
О, у меня огромный опыт, почти все я стараюсь тестировать на себе чтобы профессионально консультировать своих клиентов, это касается и автоспорта и симрейсинга. После стольких лет я понимаю, на что обращать внимание, что нравится людям, насколько ответственно себя ведет поставщик, какой сервис и так далее. Поставщиков действительно очень много и наша задача выбрать из большого списка действительно лучших. Благодаря моим стараниям моя жизнь очень сильно закрутилась вокруг гонок чему я очень рад. Я открываю путь для начинающих гонщиков, а также спаррингую и раскатываю мастеров спорта. У меня свой автоспорт магазин - это тот случай когда работа доставляет безумное удовольствие и не нужно себя заставлять идти на работу. Я, конечно, не миллиардер, но на жизнь мне хватает, я делаю исключительно то, что люблю и хорошо умею, и я ни разу не изменял своим принципам. Спасибо автоспорту за это!
В итоге гонки и стали делом всей жизни. Сначала я играл в компьютерные игры, знал все марки и модели машин. У меня был «Спектрум», это такая приставка, если знаете. Жалкое подобие гонок, но все же. Потом «Денди», «Сега», а далее уже и компьютеры стали появляться, ну и рули к ним. Постепенно оборудование становилось лучше, у меня появлялись первые достижения в виртуальных гонках. Катать в реале тогда, конечно, не было материальной возможности.
Отец всячески разделял мою тягу к гонкам и машинам, он с ранних лет сажал меня за руль своих автомобилей. Когда мне было лет 14-15, мы начали выезжать на первые соревнования в дисциплине ралли-спринт, участвовали оба на одном автомобиле. По дорогам общего пользования, он мне гонять не разрешал, а вот гонки на специально подготовленных трассах всячески одобрял. Папа тоже отлично водил, но я быстро стал его обгонять. Мы ругались из-за этого, вплоть до того, что кто-то из нас должен был из машины выйти)) Конечно, у него стаж вождения 20 лет, а тут какой-то сопляк побеждает! Но я говорил: «Извини, пап, но тебе меня никогда не обогнать». Я почему-то всегда знал про себя: я самый быстрый, я могу выиграть у любых соперников в любых соревнованиях и точка. Зазнаться мне давало повод то, что гонки давались очень легко, достаточно было к этому моменту бороться за лучшие мировые времена в симуляторах на ПК и побеждать почти во всех любительских соревнованиях по ралли-спринту и фигурному маневрированию, на которые я приезжал.
Как стать гонщиком: с чего начать и где тренироваться?
С поступлением в университет моя страсть к гонкам только усугубилась. Я учился на факультете электроники ЛЭТИ (Электротехничский), со второго курса пошел работать барменом. Деньги были, на тот момент мне более чем хватало, и я пришел в картинг – самый первый шаг в автоспорте. Он дает все нужные навыки, притом весьма доступен: картодромов полно во всех городах. Карты сдают в аренду на заезд от 10 минут, можно катать самому или с друзьями.
Плюс каждый картодром проводит соревнования для пилотов разного уровня. Я начал гонять везде где только мог. Приходил, изучал соперников, чтоб понимать, как их объехать. Уровень соперников повышался, соревнования становились все круче, очень быстро дело дошло и до чемпионатов. Почти каждый, кто чего-то добился в автоспорте, так или иначе, начинал с картинга.
В среднем цена заезда варьируется от 800 до 2000 р за заезд в зависимости от техники. Участие в гонках может обойтись от 3 до 10 тысяч рублей. Гонки бывают разными, в некоторых большой призовой фонд. Мы выигрывали хорошие деньги: и по полмиллиона и по миллиону на команду, так что я получал всегда больше, чем тратил сам. 3 раза мы выигрывали машину, многократно выигрывали путевку на легендарную гонку 24 часа в Дубай, где каждый год участвовали гонщики мирового уровня такие как Фернандо Алонсо, Иван Мюллер и многие другие. Прокатный картинг позволял всегда быть на пике гоночной и физической формы, при том абсолютно бесплатно в моем случае.
Большой плюс катания в картинг клубе в том, что у тебя, по сути, нет материальной ответственности. Карты обслуживаются за счет картодромов. Есть различные картодромы, но, если ездить в одном из ведущих картодромов в Москве, катать по 8 раз в неделю и раз в месяц участвовать в гонке, то за месяц придется заплатить 30-40 тысяч рублей. Это прям максимум, и не всем для начала столько нужно.
Что нужно для тренировок и гонок?
Поначалу не нужно ничего: все есть на картодроме. В ближайшей перспективе люди обычно покупают комбинезон, его можно найти от 10000 рублей, если начать с самого простого. Шлем тоже приятнее иметь свой, перчатки, ботинки. За 50-100 тыс. рублей можно купить все для картинга, включая защиту ребер. Комплекта при интенсивном использовании хватит года на 3-4.
Почему люди переходят в автоспорт?
Рано или поздно картинг надоедает, и люди с амбициями начинают задумываться о большом автоспорте. Здесь и трассы интереснее и скорость выше, а не 60 км/ч, как на картодроме. Также многих подкупает идея, что они могут выехать на трек на своем автомобиле. Например, есть у них более-менее быстрая городская машина, и они думают: почему бы и нет? Но я так делать крайне не рекомендую. Когда ты выезжаешь на трек на городской машине, она перестает радовать в городе: начинают бить тормоза, она может вести себя непредсказуемо. Оно того не стоит, проще взять в аренду подготовленную машину за 10-15 тыс. рублей.
Гоночный автомобиль – аренда или покупка?
Как правило все проходят один и тот же путь, наступают на одни и те же грабли, пытаясь за дешево построить себе гоночный автомобиль, а также содержать его. Да, что тут говорить, у меня и сейчас 2 своих гоночных автомобиля - это Shortcut для участия в РСКГ (ШКГ) и BMW E30 для участия в КР и ЧР по ралли. Но это уже больше из разряда фетиша. Моя настоятельная рекомендация - брать гоночные автомобили в аренду, по факту это сэкономит и нервы и финансы.
Симрейсинг и реальные гонки
Все люди делятся на несколько категорий. Первые выбирают для себя виртуальные гонки и ими ограничиваются. Вторые же сначала пробуют симрейсинг, но потом начинают параллельно ездить и в жизни. Они начинают читать статьи, находят людей, которые уже в теме, участвуют в своих первых заездах. Третьи же, напротив, уже открыв для себя мир реальные гонки покупают кокпиты и оборудование для симрейсинга с целью поддержания формы и развития своих навыков. Объективно, в симрейсинге можно научиться ездить очень круто, набить руки так, что потом приехать на трек и выиграть все, что угодно.
Но скажу сразу, гонки в реальной жизни подойдут не всем.
Во-первых, это реально дорого: в отличие от картинга здесь платить придется за все: занесло, ты в кого-то въехал или въехали в тебя – ты платишь за машину, в которую сел. Это больно, но справедливо. Нет денег платить – не садись за руль. Во-вторых, здесь есть психологический барьер: в виртуальных гонках можешь разбивать машину сколько угодно, а в жизни любая авария - это большой стресс, даже если не говорить о стоимости ремонта. После аварий пилоты всегда замедляются на какое-то время.
Автоспорт и сим-рейсинг дают полезные для жизни навыки: безопасно водить и стремиться к победам. Когда я понял, что я могу обгонять сотни и тысячи людей по всему миру, я осознал, что для меня уж точно нет ничего невозможного!
Какое оборудование необходимо для сим-рейсинга?
Первым пунктом в списке всегда будет рулевая база. Это она передает информацию о дороге: типе покрытия, погодных условиях, радиусе поворота и так далее. Если ты никогда не катал в реале, это еще куда ни шло. Но, если ты параллельно ездишь на настоящие гонки, то простенькая база очень быстро перестанет тебя устраивать. Вообще, конечно, изначально лучше обратить внимание на самую дорогую и хорошую базу, которую вы можете себе позволить.
Следующий очень важный пункт – педали, это вторая точка контакта с машиной.
Ну и сам руль, конечно, нужен. Подойдет любой, и их может быть даже несколько: ралли — это один руль, кольцо — это другой руль, GT машина, формула это все разные рули, но это больше вопрос удобства.
С какого возраста можно заниматься?
Симрейсингом – с любого и чем раньше сядет ребенок тем больше шансов стать чемпионом. Реальными сознательными гонками и картингом – лет с 12, конечно, можно и раньше, но зачастую у маленьких детей - это почти бесполезный кружок по объезжанию конусов, лучше в юном возрасте отдать на легкую атлетику или гимнастику и прокачать вестибулярный аппарат и физическую форму. Сейчас очень популярен картинг и автоспорт для детей и подростков, и это отличное хобби, на мой взгляд. Крутое, интересное, яркое: это тебе не от скамейки отжиматься. Своё сообщество, машины, чемпионаты. И в то же время, это не развлечения, а настоящая школа жизни: учишься побеждать, проигрывать, строить стратегию. Считаю, если вы попали в детстве в автоспорт, это очень большая удача.
Как попасть в автоспорт, если нет спонсоров?
Есть мнение, что без спонсоров в автоспорте делать нечего. На самом деле, и без спонсоров вполне реально стать хорошим пилотом. Смотрите сами: для прокатного картинга никакой спонсор не нужен. Если ты много катаешь, то вполне можешь выигрывать призы, как я и делал, а они весьма немаленькие!
Когда уже есть какой-то опыт, можно тренировать новичков, можно купить автомобиль и сдавать его в аренду, можно организовывать и проводить соревнования. Можно, конечно, бегать за спонсорами, рассылать предложения и тд, рано или поздно обязательно выстрелит. Это точно не мой вариант, но кому что. Я уверен, что можно найти способ, если действительно хочешь гонять.
Как ты решил открыть магазин?
Я говорил, что в студенчестве работал барменом, потом на железной дороге экспедитором. Было невыносимо скучно: я быстро понял, там, что сидеть ВКонтакте 8 часов в день невозможно, я просто с ума сходил. Через полгода ушел оттуда и дальше мне предложили работу в магазине ShonX Андрея Петухова. Там я однозначно понял, что хочу выстраивать и карьеру вокруг любимого занятия - гонок. Сейчас мы в какой-то степени конкуренты, но находимся в отличных дружеских отношениях. Я глубоко уважаю остальные магазины, особенно когда руководители делают свое дело профессионально, в конце концов мы все развиваем автоспорт в нашей стране, это ли не цель?
Как ты выбираешь бренды, с которыми работать?
О, у меня огромный опыт, почти все я стараюсь тестировать на себе чтобы профессионально консультировать своих клиентов, это касается и автоспорта и симрейсинга. После стольких лет я понимаю, на что обращать внимание, что нравится людям, насколько ответственно себя ведет поставщик, какой сервис и так далее. Поставщиков действительно очень много и наша задача выбрать из большого списка действительно лучших. Благодаря моим стараниям моя жизнь очень сильно закрутилась вокруг гонок чему я очень рад. Я открываю путь для начинающих гонщиков, а также спаррингую и раскатываю мастеров спорта. У меня свой автоспорт магазин - это тот случай когда работа доставляет безумное удовольствие и не нужно себя заставлять идти на работу. Я, конечно, не миллиардер, но на жизнь мне хватает, я делаю исключительно то, что люблю и хорошо умею, и я ни разу не изменял своим принципам. Спасибо автоспорту за это!